ТОП 10 лучших статей российской прессы за Oct. 1, 2015
Вот такой я сумасшедший!
Автор: Татьяна Зайцева. ТЕЛЕНЕДЕЛЯ для всей семьи. Москва
Нашим корреспондентам повезло дважды. Во-первых, им удалось пообщаться с Евгением Петросяном сразу после его юбилея, а во-вторых, вместе с артистом дома оказалась его дочь — нечастый гость в Москве, так как Вика давно живет в Нью-Йорке. Благодаря этим двум обстоятельствам самый знаменитый шутник страны раскрылся с новой, неожиданной стороны.
Евгений Петросян
 Родился: 16 сентября 1945 года в Баку  
   
  Семья: жена — Елена Степаненко, эстрадная артистка; дочь — Викторина, искусствовед; внуки — Андрей (20 лет); Марк (17 лет)  
   
  Образование: окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства им. Маслюкова (ВТМЭИ), ГИТИС  
   
  Карьера: артист разговорного жанра; режиссер-постановщик  спектаклей («Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все»,  «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости», «Шутки в сторону»  и др.); телеведущий («Голубой огонек», «Утренняя почта»,  «Смехопанорама», «Шутка за шуткой», «Кривое зеркало»); автор книг «Хочу  в артисты!», «От смешного до великого», «Петросмешки». Народный артист  РСФСР  
— Евгений Ваганович, удивительное дело: вы  признанный мэтр эстрады, на профессиональной сцене более полувека,  отметили 70-летие, а ощущение, что возраст над вами не властен.  Признайтесь, владеете каким-то секретом?   
   
  — Секрет один: я очень люблю то дело, которым занимаюсь всю жизнь,  и поэтому не устаю работать практически круглосуточно. В качестве  примера могу вкратце перечислить все, чем занимался последние месяцы:  написал более 40 сценариев для «Смехопанорамы» — на весь следующий год,  снялся в пяти двухчасовых телефильмах «Улыбка длиною в жизнь…» — к моему  70-летию, подготовил сольный концерт, съездил на гастроли  в Краснодарский край, на «Юморину» в Сочи; снял пять программ  «Петросян-шоу» и теперь готовлюсь к юбилейным концертам «70 лет — уже  не в обед», которые будут проходить в Москве и Петербурге.  
   
   
  — Вот это ассортимент — фантастика! А к слову, как вы воспринимаете юбилей?    
— Знаете, я давно исследую юмористический фольклор, собираю все самое смешное, интерпретирую по-своему и представляю либо на сцене, либо в книжках. В одном из моих спектаклей я как раз озвучил определение круглых дат: «Юбилей — это когда много цветов, а ты еще жив». (С улыбкой.) Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Об этом же говорит один из моих эстрадных персонажей — дедушка-скептик, подсмеивающийся над всеми и над собой. Пережив клиническую смерть, он вдруг серьезно сказал сам себе: «К сожалению, я лишь сейчас начинаю понимать, как это здорово — проснуться и жить: ждать звонка, дарить цветы, нестись на машине, заниматься любимым делом, есть хлеб, пить с друзьями вино…»
— Интересно, а когда вы первый раз выпили?    
      — (Смеясь.) Ух, какие вопросы вы задаете! Это был мой день  рождения — лет восемь мне исполнялось. Все собрались за праздничным  столом. Родителям привезли из деревни молодое вино — в огромных бутылях,  четверти назывались. И вот гостям его разливают, а мне нет. «Что за  безобразие, — думаю, — я тоже хочу!» Прошу: «Дайте попробовать». Мама  категорически: «Еще чего, ни в коем случае! Не хватало, чтобы ты  алкоголиком стал». И вдруг отец говорит: «Пусть выпьет, ничего  не случится. Алкоголиков в нашем роду никогда не было и быть не может».  К слову, сообщу вам примечательный факт: в Армении нет ни одного  вытрезвителя.  
Короче, много выпить мне конечно же не дали,  но вино я все-таки продегустировал. А серьезно напился лет в двенадцать.  Опять отмечали мой день рождения, детям места за праздничным столом  не нашлось, и для нас поставили столик в прихожей. Дали еды, лимонад  и оставили в покое. А в углу стояла четверть вина, опять же присланная  отцу. И я сказал своим двоюродным и троюродным братьям: «Что, мы хуже  них, что ли?» Они идею поддержали. В общем, взрослые прозевали, и мы  напились основательно. (С улыбкой.) Молодое вино очень коварное. Но  вообще-то я был серьезным мальчиком.  
   
   
  — Из какой семьи?    
      — Отец был ученым, математиком, преподавал в Педагогическом  институте. Мать по профессии химик, работала в каком-то учреждении типа  «Азнефти». Жили мы в Баку. Мама приехала туда с родителями  из Днепропетровска в годы голодомора — спасались от голода. А папино  семейство перебралось раньше, в 1915-м, из Шемахинской области — это  тоже в Азербайджане.  
   
  Я у них был долгожданным ребенком. Всю войну не рождался, хотя родители  были женаты с 1939 года и в военные годы не разлучались (папа  от воинской службы был освобожден). А вот когда окончательно стало  понятно, что победа не за горами, я и был спроектирован. И четыре месяца  спустя после Победы появился на свет. Между прочим, имя получил  непосредственно 9 мая. Мама тогда еще работала на военном заводе. После  работы все остались праздновать, и кто-то из присутствующих обратил  внимание на женщину в положении. В экстремальные моменты жизни каждой  мелочи придается особое значение, и в тот торжественный день люди  увидели не просто беременную сотрудницу, а символ — зарождающуюся новую  жизнь, победу жизни над смертью. Они сказали: «Давайте сегодня дадим имя  будущему человеку!» И коллективно выбрали такое, которое подходило бы  и мальчику, и девочке — Женя.  
   
  В тот победоносный год в нашей стране появилось много мальчиков — так  Господу было угодно. И среди них, к вашему сведению, много юмористов:  Альтов, Коклюшкин, Хазанов, Якубович…  
— Удивительное совпадение. А как протекала ваша жизнь в послевоенном Баку?    
      — Как и везде: бедно, голодно. Хотя на Кавказе, наверное, было  чуть полегче: все-таки солнечный край, много фруктов… Но все равно.  Игрушек у меня лет до восьми не было вообще. Помню, когда соседскому  мальчику привезли из Москвы красивую машинку, я горько плакал.  
   
  Трудности касались всех. Эйфория победы прошла, и люди озаботились  новыми проблемами. Все ходили угрюмые, неулыбчивые, сосредоточенные  на своих проблемах. Поэтому на всю жизнь запомнил свои впечатления  от литературного концерта «Вечер юмора», на который впервые попал в семь  лет. Артисты читали рассказы Чехова, Зощенко, Ардова… Я обратил  внимание на зрителей: вокруг меня сидели хохочущие люди, и у них были  другие лица — счастливые, радостные. Я был потрясен. С этого момента  меня охватило неистовое желание дарить людям радость, смешить их.  
Я начал воплощать свою мечту в жизнь. В школе,  когда класс по каким-то причинам оставался без учителя, рассказывал  ребятам что-нибудь веселое. Все смеялись, а я радостно думал: «Ура,  получается!» Школа была моим первым тренировочным полигоном. Там все  в меня верили, уверяли, что я будущий артист. Я начал заниматься  в самодеятельности, был актером в народном драмтеатре и учеником  кукловода в кукольном театре, выступал в агитбригадах, играл сценки  из оперетт, читал фельетоны, басни, стихи, вел сольный и парный  конферанс. От Клуба моряков у нас организовалась небольшая  самодеятельная концертная бригадка, в нее входил молодой Муслим  Магомаев. Мне было 12 лет, ему — 15; я выступал с номерами, он пел.  Тесно не дружили, но общались очень хорошо и сохранили добрые отношения  на всю жизнь.  
   
  Может, нескромно прозвучит, но это факт: после концерта ко мне часто  приходили зрители и говорили: «Молодой человек, не бросайте это дело, мы  в вас верим». В общем, проблемой выбора профессии я не был обременен,  поскольку ставил перед собой одну задачу — стать артистом  юмористического жанра. И совершенно четко знал, что сумею ее решить.  
   
   
  — А что на этот счет думали ваши родители?    
      — Тут надо провести грань между их отношением к моему намерению  и их поступками. Безусловно, они мне говорили что-то типа: «Сначала  получи нормальное образование, а потом можешь валять дурака». То есть  стань полноценным человеком — инженером, ученым, медиком… А если потом  останется все-таки желание актерствовать, можешь попробовать. Но мама  с папой не чинили мне препятствий. Более того, со своей стороны лишь  укрепляли меня в моем желании: часто водили в театры, в музеи,  на концерты, в цирк. В 10 лет с их помощью я начал изучать историю  искусств. А папа привил мне любовь к книгам. Его все называли «ходячая  энциклопедия», и он воспитывал меня, если так можно сказать, в книжном  мире: в комнате строил мне дом из книг, и я, совсем маленький,  располагался там и что-то читал, картинки разглядывал.  
   
   
  — Просто пай-мальчик рос. Неужели не озорничали?    
      — От плохих компаний Бог меня хранил, а схулиганить однажды  попробовал — хотел проверить себя на мужественность. Я видел, как ребята  прыгают на ходу с трамвая, и решил тоже научиться. Начал  экспериментировать. Но все-таки осторожничал, чтобы не попасть на рельсы  под колеса, вскакивал на последнюю подножку, где колес нет. Думал:  «Расшибусь, но хоть не убьюсь». И наладил это дело — у меня стало  получаться довольно ловко. Дальше решил усовершенствовать  «мастерство» — взобрался, как самые отчаянные мальчишки, на буфер  трамвая сзади. А там даже держаться не за что, выступов никаких нет. Это  на самом деле очень опасно. И вот сижу на этом буфере, пытаюсь хоть  как-то уцепиться за стекло. Трамвай вот-вот тронется и поедет под горку.  Вдруг моему уху становится ужасно больно и какая-то неведомая сила  стягивает меня вниз. «Силой» этой оказался мой отец. Обычно он  возвращался с работы поздно вечером, а тут вернулся в два часа дня!  Не иначе как Бог его послал. И он, ни слова не говоря, за ухо вел меня  до самого дома. (Смеясь.) Все! Больше я никогда такими глупостями  не занимался.  
   
   
  — А учителей разыгрывали, пародировали?    
      — Я всегда предпочитал розыгрыши добрые, со знаком плюс. Как-то мы  с дочкой Викой разыграли одного нашего приятеля. Дело было так:  я находился в Петербурге с концертами, а он — в Москве. 8 января мы  с ним разговаривали по телефону. Он сообщил, что на следующий день летит  в Нью-Йорк, и предложил мне тоже полететь — ведь у меня дочь там живет.  Я объяснил, что устал после новогодних концертов и лететь с ним  не в состоянии. А через день так вышло, что по семейным обстоятельствам  мне понадобилось срочно туда вылететь. Мой друг об этом не знал.  Прилетев, он позвонил Вике и предложил повидаться, она радостно  согласилась, и они договорились о встрече. А я дочку предупредил:  «Молчи, не сообщай ему, что я тоже здесь». Дальше происходит следующее.  Вика подъезжает к гостинице, где поселился мой друг с супругой, они  садятся в ее машину и едут. А я стою на улице в условленном месте, жду  их — в элегантном пальто, шляпе с широкими полями. Немножко  экстравагантно вырядился. Стою, ловлю машину. Вика замедляет ход:  «Давайте, — говорит, — подвезем этого мужчину». Друг в недоумении:  «Конечно… Надо же, как он похож на Петросяна».  Она останавливается, я открываю дверь, а он смотрит на меня и…  не узнает. Не может поверить, что это я. Но когда наконец понял, узнал,  вы не представляете, в какой неописуемый восторг он пришел. Это был  невероятный эмоциональный взрыв, сохранившийся в памяти на всю жизнь.  
   
   
  — Сложно вам было покорять Москву?    
      — Я приехал сюда шестнадцати с половиной лет, сразу после  окончания школы. Даже не дождался выдачи аттестата (мне его потом  прислали), так как вступительные экзамены в театральные вузы проходили  на месяц раньше, чем в другие институты. Мама меня собрала, но сама  поехать не могла: отец очень болел, и она ухаживала за ним. В общем,  приехав в столицу, я оказался совершенно один в огромном городе,  которого не видел ни разу в жизни. И начал свою самостоятельную жизнь.  Снял комнатку — быт меня мало интересовал, меня волновали только вступительные экзамены и театрально-концертная  жизнь Москвы, в которую я ворвался со страшной силой: каждый вечер  ходил на спектакли и концерты.  
   
  Поступил в ВТМЭИ — Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного  искусства, окончил ее. Наша выпускная программа называлась «В жизни раз  бывает 18 лет», я в ней конферировал. После чего меня стали приглашать  на все ведущие концертные площадки страны. Мне повезло в жизни:  практически все артисты эстрады того времени, за малым исключением, были  моими старшими товарищами. На сцене я их объявлял, а в жизни они  относились ко мне как наставники, опекали. Называли меня сыном  эстрадного полка.  
   
   
  — А кто был в «полку»?    
      — В студии мне преподавали актерское мастерство Рина Васильевна  Зеленая и Алексей Григорьевич Алексеев — первый советский конферансье.  Лев Борисович Миров, Мария Владимировна Миронова ставили мне номера.  Леонид Осипович Утесов был моим учителем и партнером — пять лет  я работал в качестве конферансье в его оркестре, да еще играл с ним  разные сценки. И многие другие артисты. Все они учили меня канонам  жанра, этике, что-то советовали, приглашали к себе домой, все время  говорили об искусстве. Мы много общались вне сцены, и я ловил каждое их  слово.  
— Вы были настолько погружены в творчество, что на любовь времени не оставалось? Или все-таки находились лазейки?    
      — Я действительно полностью был в творчестве, но, естественно,  ничто человеческое мне не было чуждо. В Баку я был влюблен в девочку  старше меня на год. О моих чувствах к ней знала вся школа, и все очень  переживали, потому что избранница была старше и игнорировала меня. Однажды я собрался с духом и назначил ей свидание, но она, увы, не пришла.  
   
  Прошло тридцать с лишним лет, и на одном из концертов мне вручает цветы  какая-то женщина. Я стою на сцене, а она — внизу, в партере. Передавая  мне букет, она спрашивает: «Узнал?!» А я не понял, кто это. Но потом она  все объяснила. Она многие годы приходила с мужем на мои концерты.
— Вы рано стали отцом. Будучи мальчишкой, прочувствовали суть отцовства или ничего про это не поняли?    
      Евгений Ваганович: Почему это я не понял?  
   
  Вика: Папа очень много уделял мне внимания. Но я сумела оценить  это по-настоящему, лишь когда сама стала мамой. Представьте, молодой, но  уже известный артист, а тут детская поликлиника, родительские собрания…  Казалось бы, его вообще не должны интересовать всякие детские нужды —  сапожки, курточки, колготки и прочее. При этом папа был очень занят:  концерты, бесконечные репетиции, съемки и гастроли. Да и вообще он был  совсем молодым, мог бы жить своей яркой, гламурной жизнью. Ан нет! Он  часто ходил со мной всюду: в кино, театры, музеи, цирк, зоопарк,  в «Детский мир» или просто гулять.  
   
  Евгений Ваганович: Боже, что ты помнишь! А что, собственно, в этом такого?  
   
  Вика: Немногие мужчины так поступают. Поразительно, что папе на все это хватало желания, времени и энергии. Мне казалось, что папа — это праздник. У меня  и до сих пор такое ощущение осталось. С папой моя жизнь всегда  наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами,  всякими подарками. Помню, когда я училась в первом классе, он подарил  мне импортный махровый халат в красно-белый горошек. Сейчас, наверное,  это звучит смешно, но тогда в том халате я чувствовала себя королевой.  И таких примеров масса.  
   
  Евгений Ваганович: По-моему, больше всего твое воображение потрясла жвачка.  
   
  Вика: Да, благодаря этому я приобрела во дворе невиданную популярность. Нынешним молодым людям такое трудно представить.  
   
  Евгений Ваганович: Ну да, жвачки в Советском Союзе не было в помине, а я вдруг привез из-за границы, причем много.  
   
  Вика: Но ты же не просто мне ее вручил. Было так: папа приезжает  и дает мне коробочку жвачки. Я обрадовалась: «Ничего себе, целая  пачка!» Даже усомнилась, что все это мне одной. «Все тебе», — говорит  папа. «Папочка, спасибо большое!» Он спрашивает: «Ты рада?» — «Очень!» —  «Ну, — улыбается папа, — тогда возьми еще одну». От счастья я потеряла  дар речи. Думаю: «Ух ты — две! Немножко дам Тане, немножко Альбине, и у  меня еще столько останется! Вот здорово!» Папа спрашивает: «Рада?»  Я кидаюсь его целовать: «Ой, не то слово, я в восторге!» Он говорит:  «Хорошо, да? Ну, тогда на тебе третью». В итоге он вручил мне штук  десять и каждый раз разыгрывал ситуацию так, что я не догадывалась  о том, что будет продолжение.  
— Известность отца как-то отражалась на вас?    
      Вика: Папа был известным артистом всю мою жизнь, поэтому  я не знаю, как бывает по-другому. Но, если честно, это доставляло  мне скорее неудобство. Помню такой эпизод: папа приехал с шефским  концертом к нам в пионерский лагерь…  
   
  Евгений Ваганович: Да? Я выступал перед пионэрами?!  
   
  Вика: И кроме пионеров, собралось еще полсела народа — все местные пришли. А я была девочка домашняя и очень  скучала. И вдруг узнаю, что приехал папа.  Обрадовалась и побежала к входу. Смотрю, ажиотаж дикий: дети лезут  на заборы; воспитатели, вожатые, деревенские — все столпились.  Я спрашиваю: «Что случилось?», а меня оттесняют: «Отойди, девочка,  не мешайся!» Я опять к кому-то обращаюсь с тем же вопросом, и какой-то  мальчик мне говорит: «Да не мешай ты, Петросян приехал!» И я…  расплакалась. Стою, и слезы льются по щекам. Долго так плакала.  
   
  Евгений Ваганович: Да ты что? Плакала?! Зачем? Я все равно нашел бы тебя.  
   
  Вика: Мне казалось, что они не подпустят меня к тебе. Я же тебя ждала.  
   
  Евгений Ваганович: Хочу заметить, что маленькую Вику запомнили  многие зрители. В самом начале, когда только построили концертную студию  в Останкино, моя семилетняя дочка выступила вместе со мной — читала  стихотворение о папе. Закончив читать, Вика сказала: «Папа, пойдем  домой!» Тут все узнали, что это моя дочь. Ее выступление произвело  на всех неизгладимое впечатление. А еще она маленькой выступила  в Центральном доме работников искусств, где я давал сольный концерт.  Веселый был вечер. Вика шпарила шутливые переводы с латыни. Удивительное  было явление, все были поражены, растроганы и потом в театральных  кругах долго вспоминали этот ее сольный номер.  
   
   
  — Неужели после таких успехов не возникло желание стать актрисой?    
      Евгений Ваганович: Возникло. Поэтому Вика училась в школе  с театральным уклоном, и в школу речи ходила, и в студии при телевидении  занималась — они там читали стихи и, между прочим, раз в неделю  выходили в эфир. Но когда дочка оканчивала десятый класс, намереваясь  поступать на актерское отделение, я предложил ей что-нибудь  мне почитать. Она почитала. И я сказал: «Особых данных не вижу. Может,  они есть внутри, но сейчас не просматриваются. Я не рекомендовал бы тебе  поступать, а ты думай, как тебе быть». Я считаю, что актерские династии  прекрасны, если они идут по возрастающей, но когда по убывающей — это  ужасно, стыдно.  
   
  В общем, Вика стала искусствоведом. Но сейчас, когда я вижу, как  интересно, смешно она иногда пародирует наших знакомых, у меня  закрадывается шальная мысль: «Может, я тогда погорячился? Вдруг ошибся  и изменил намеченный ей путь?» Но потом возникает следующая мысль,  которой я однажды поделился с Викой: «Это же был первый барьерчик  на твоем пути, и если бы у тебя было неистовое желание стать артисткой —  такое, например, как в свое время у меня, ты с легкостью его преодолела  бы. И в этом случае я конечно же тебе помогал бы. Но у тебя настроя  на преодоление не было».  
   
   
  — В прессе писали, что вы с дочерью поссорились и не общались аж 10 лет…    
      Вика: А почему не двадцать, не тридцать? Чушь какая-то.  
Евгений Ваганович: Нет, мы не поссорились. Просто сложилась такая ситуация, что Вику муж увез в Америку. А я считал и считаю, что дети должны жить рядом с родителями — по-моему, это нормальная позиция. Мы растим детей для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. Разумеется, я был огорчен.
— Вика, чем же вы занялись в Америке?    
      — По части профессии я всю жизнь занимаюсь художественными  выставками в качестве куратора. А еще вырастила двоих сыновей: Андрею  сейчас 20 лет, Марку — 17.  
   
   
  — Дедушка с внуками общается?    
      Евгений Ваганович: Естественно, куда же я денусь. Просто  они далеко, и это, к сожалению, минимизирует наши контакты. А ребята они  прекрасные — воспитанные, образованные, интеллигентные. Представляете,  внук мне говорит: «Дедушка, спасибо тебе большое за то, что делаешь  мне замечания». Причем совершенно искренне. И я понимаю, что у этого  человека настрой на совершенствование.
Очень интересные мальчики. Андрей прекрасно  образован для своих 20 лет. Учится по направлению «глобальная мировая  культура» — занимается литературой, историей, языками, искусством,  философией, много пишет. Работал в палаццо Строцци (флорентийский дворец  эпохи Возрождения. — Прим. «ТН») на большой выставке Пикассо. Готовится  к защите диссертации, в дальнейшем хочет преподавать, быть профессором  литературы и искусства. Играет на фортепьяно и на ударных, хорошо поет —  выступал даже в «Метрополитен-опере» в одном концерте с Пласидо  Доминго.  
   
  А Марк у нас человек технический. Хотя снялся в двух фильмах, с одним  из них был даже на Каннском фестивале, но от карьеры в Голливуде  отказался. В этом году он оканчивает школу, планирует заниматься  компьютерами и финансами.  
   
   
  — Он тоже говорит по-русски?    
      Вика: Да, прекрасно. И говорит, и пишет.  
   
   
  — Некоторое время назад СМИ запестрели сообщениями о том, что  Петросян и Степаненко разошлись. И сейчас многие уверены, что вы  в разводе. Это так?    
Евгений Ваганович: Эти идиотские слухи распространялись кем-то намеренно — не понимаю, кем и для чего! Мы с Еленой не давали никакого повода. Остается предположить, что это была чистейшей воды оплаченная заказуха. Мы с Леной даже не ссорились. Дикость какая-то. Отвратительно. И я не знаю, как это прокомментировать. Могу сказать только одно: вранье! А сегодня Лены нет здесь с нами потому, что завтра мы уезжаем и ей надо успеть собраться в дорогу, да еще сделать множество важных дел, которые она не может отменить.
— Евгений Ваганович, два года назад вы  перенесли операцию на сердце, а это всегда опасная история, пограничная,  что ли. Как ощущали себя тогда?    
      — Ну, в туннелях каких-то я не был, никаких переосмыслений  не произошло. Вообще кардинально ничего не поменялось. Кроме, пожалуй,  увеличившегося количества таблеток. Понимаете, мне помогает  сориентироваться в жизни вера. Я не сомневаюсь в том, что все в жизни  происходит не просто так — на все есть воля Божья. Соответственно, и в  больницу я попал не случайно. Хотя вроде бы это произошло как раз  случайно: просто по какой-то надобности зашел в поликлинику, а там  мне вдруг поставили диагноз.  
Операцию делал профессор Лео Бокерия  (академик, главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им.  Бакулева. — Прим. «ТН») и его потрясающая команда. Он меня поддержал,  успокоил. Перед операцией я спросил: «Ну что, Лео Антонович,  мне на всякий случай попрощаться с близкими?» Я спокойно задал вопрос,  без пафоса и паники. Но он замахал на меня руками: «Что ты, это ерунда,  сделаем все в два счета, даже не заметишь!» Тень сомнения у меня  исчезла. Я очень благодарен этому гениальному человеку.  
   
  Вика: Мне папа ничего не сказал. Я, конечно, знала, что ему надо  оперироваться, но день он не сообщил — не хотел, чтобы я нервничала.  
   
   Евгений Ваганович: Но она все равно приехала.  
   
  Вика: Я как раз должна была вылетать из Нью-Йорка, и тут звонит  папа. Мы разговариваем, он что-то рассказывает, о чем-то расспрашивает,  а мне пора в аэропорт ехать, опаздываю на самолет, и… я себя выдала,  сказала: «Что-то у тебя в больнице связь плохая». Он всполошился: «А  с чего ты взяла, что я в больнице?»  
   
  Евгений Ваганович: В общем, я ничего не боялся, перед операцией  спал спокойно. А врачи, наоборот, нервничали, все время ко  мне заглядывали. Один, помнится, сказал: «Значит, так, Евгений  Ваганович, когда проснетесь после операции, увидите перед собой белое.  Не пугайтесь — это потолок». Я смеясь ответил: «Главное, чтобы потолок  этот был не деревянный и не расположенный близко к носу». Врач выскочил  из палаты ошарашенный.  
   
   
  — Вы еще и шутили в той ситуации?    
      — Знаете, много лет назад я выпустил книгу «Петросмешки» — второй  том книги «Петросян в стране анекдотов», в которой я не автор анекдотов,  а их интерпретатор. Так вот, один раздел посвящен именно смеху  в медицине — как силе, побеждающей болезни. Поверьте, смех — великая  живительная, терапевтическая сила. Поэтому-то спустя месяц после  операции я уже выступал на фестивале юмора в Юрмале и плясал на сцене.  
   
  Вика: А в больнице был еще смешной момент. Когда папу перевели  в палату, Лео Антонович велел мне переодеться в медсестринскую  спецодежду. Я переоделась. И все никак не могла понять, почему  сотрудники клиники на меня так плохо реагируют. То лечащий врач за что-то  отругает, то старшая медсестра. Все делают замечания — почему таблетку  не дала, почему капельницу не переставила… Я переживала: «Господи, я же  ничего не понимаю, за что они меня шугают?!» Нервничала, начинала  суетиться, что-то искать. Вдруг пришла лечащий врач и возмущенно  спросила: «А вы с какой стати тут сидите? Вам что, заняться нечем?!»  Я совсем растерялась. Потом оказалось, что все приняли меня за  новенькую нерасторопную медсестру.  
   
  Евгений Ваганович: В этом «институте сердца» удивительный  коллектив. Я наблюдал за их работой и был потрясен. Никто там  не разглагольствовал на посторонние темы, все взаимодействовали точно,  четко, безупречно. И отношение ко мне было удивительное, за что я очень  признателен всему медицинскому персоналу. Журналисты из желтой прессы  предлагали $5 тыс. за мое фото в реанимации. Но никто не польстился.  Хотя медсестры не столь богаты, чтобы отказываться от таких денег.  Сотрудники клиники столько сил вложили в то, чтобы я жил, — это просто  обязывает меня быть в строю.  
   
   
  — А супруга принимала участие в вашем восстановлении?    
      — Я даже не понимаю вашего вопроса. Разумеется, Лена была со мной  все время. Они с Викой постоянно суетились возле меня, поддерживали  и молились. Первые, кого я увидел, вернувшись из реанимации, были они.  
   
   
  — Евгений Ваганович, за полсотни лет вы стали родным человеком не только для своей семьи, но и для огромного количества людей…    
      — Вот это для меня очень ценные слова. Правда, за десятки лет  у меня выработалось нескромное, но абсолютно точное ощущение, которое  не вытравить ничем: все зрители — мои родственники, моя семья. (С  улыбкой.) Вот такой я сумасшедший!  
   
   
  — И вас не раздражают люди? Многие артисты вне работы сторонятся их.    
      — Боже! Какие жуткие слова вы говорите! Я же работаю и живу  для людей. И если человек подходит ко мне с добрыми глазами, говорит  что-то приятное, как я могу отвернуться от него, отойти?! И почему  я должен отворачиваться?  
   
  Однажды я был в подмосковном санатории, где отдыхали триста с лишним  человек. И все они здоровались со мной три раза в день, просили  сфотографироваться, заговаривали, рассказывали про свою жизнь. И я  останавливался, с каждым говорил. Один сказал: «Наверное,  для вас это очень утомительно? Представляю, как мы вам надоели!»  Я искренне ответил: «Господь с вами, это счастье для артиста».  
   
  По известному нам из фильма «Доживем до понедельника» определению,  «счастье — это когда тебя понимают». Эту мысль много тысяч лет назад  сформулировал великий Конфуций: «Счастье — когда тебя понимают, большое  счастье — когда тебя любят, настоящее счастье — когда любишь ты». И это  правда. Когда понимаешь, что ты на свете не один, что нужен людям, что  любишь и любим, — ощущаешь себя поистине счастливым человеком.  
- Поделиться в
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
 
    
     
                 
                 
                    25.00 
25.00 
     
    
     
                 
                 
                    25.00 
25.00 
     
    
     
                 
                 
                    25.00 
25.00 
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
     
    
     
                 
                 
                    Free
 Free
    
