Карты биты НДС
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: ЕВГЕНИЯ ЧЕРНЫШОВА. Ежедневная Деловая Газета Рбк
Госдума 20 ноября в третьем, заключительном, чтении приняла изменения в Налоговый кодекс, которые в том числе отменяют нулевую ставку НДС (налог на добавленную стоимость) на операции с банковскими картами. Поправки должны вступить в силу в начале 2026 года, тогда же НДС в России в целом повысится с 20 до 22%.
Из поправок следует, что НДС по стандартной ставке распространится на операции и услуги, связанные с обслуживанием банковских карт, в том числе за их эквайринг (прием карт к оплате) и процессинг (обработка операций по картам). Поправки вызвали критику банков, против них выступил и ЦБ, но Минфин отклонил просьбы рынка о сохранении льготы.
ОБ НДС НА КАРТОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ
В пояснительной записке к законопроекту о поправках в Налоговый кодекс не содержится информации, почему правительство решило отменить льготу по НДС на операции с банковскими картами. Счетная палата в своем заключении указала, что в материалах к законопроекту не отражено влияние этих изменений на доходы федерального бюджета в 2026–2028 годах. Замминистра финансов Алексей Сазанов позднее оценивал ежегодные доходы бюджета от введения этой нормы примерно в 30 млрд руб., но подробно тему не комментировал.
РБК направил запрос в Минфин.
Российские банки и платежные компании были освобождены от НДС по карточным операциям с 2006 года. Тогда льгота вводилась для стимулирования развития безналичных расчетов в стране. Сейчас же, по оценкам ЦБ, доля безналичных платежей в России составляет 87,5%.
Банк России при доработке законопроекта предложил исключить норму о возврате НДС на карточные операции, так как это «создает риски удорожания банковских услуг», приводил «Интерфакс» выдержки из отзыва ЦБ. Источники РБК подтверждали, что отзыв Банка России на поправки был отрицательным. Документ не публиковался, официально регулятор это не комментировал.
Крупнейшие банковские объединения — Ассоциация банков России (АБР) и Национальный совет финансового рынка (НСФР) — критиковали законопроект. Участники рынка, в частности, указывали, что введение НДС приведет к росту стоимости банковских услуг для физических и юридических лиц.
Банки, процессинговые и расчетные компании поднимут комиссии для магазинов за прием к оплате карт, а те, в свою очередь, могут включить эти расходы в стоимость товаров и услуг, то есть переложат свои издержки на потребителей, отмечалось в письме НСФР главе ЦБ Эльвире Набиуллиной (НСФР предоставил документ РБК).
Банкиры также допускали, что налоговые изменения могут вызвать частичное замещение безналичного оборота наличными расчетами. Из-за роста наличных расчетов «автоматически увеличится количество серых схем реализации товаров (работ, услуг)», говорится в письме НСФР. АБР в своем письме к председателю комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Макарову (есть у РБК) отмечала, что рост наличных платежей и теневого оборота снизит объем налогооблагаемых доходов. И в целом положительный фискальный эффект для бюджета от возврата НДС на карточные операции будет неочевидным, настаивали в Ассоциации банков России.
Оценку того, какой может быть нагрузка на банки в результате подъема ставки НДС на карточные операции, давал только «Сбер». По его расчетам, расходы рынка могут превысить 200 млрд руб. Банк будет оценивать, возможно ли перенести часть новой нагрузки в тарифы для клиентов, говорил финансовый директор Сбербанка Тарас Скворцов. По словам зампреда Т-банка Ильи Писемского, за распределение комиссионного баланса между банками-эквайрерами и банками-эмитентами карты отвечает платежная система, поэтому банк будет полагаться на какое-то мнение с их стороны. «Кажется, что оно должно быть сбалансированным и не исказить тот баланс, который существует сейчас на рынке», — сказал он на звонке с аналитиками 20 ноября. Топ-менеджер добавил, что банки пока еще ждут реакцию от платежной системы и регулятора, то есть от Национальной системы платежных карт (НСПК) и Банка России.
КАК БУДЕТ ВЗИМАТЬСЯ НАЛОГ
Налогооблагаемой базой будет считаться вознаграждение (комиссия), которое банк взимает за оказание услуг, связанных с банковскими картами, объясняет гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев. К таким услугам относятся три категории.
• Эквайринг: услуга банка-эквайера магазину по приему платежей по картам. Комиссия в среднем составляет 1,5–2,5% от суммы операции. Таким образом, НДС будет рассчитываться от этой величины, а не от всей суммы покупки.
• Процессинг: услуга процессингового центра банку-эквайеру или банку-эмитенту по проведению авторизации, обработке и расчетам по операциям с картами. Это, как правило, фиксированная сумма за транзакцию или процент от оборота. «Банки и процессинговые центры будут платить НДС со всех вознаграждений за услуги в рамках карточного цикла, которые сейчас облагаются по нулевой ставке. Это включает, например, комиссию за трансграничный процессинг, межбанковскую комиссию», — объясняет Мирзоев.
• Операции и услуги, связанные с обслуживанием банковских карт и платежей за переводы с карты. Эти комиссии должны взиматься с клиентов, но в настоящее время обслуживание многих дебетовых карт бесплатное. «НДС будет начислен на все платежи за обслуживание карт или за переводы средств с карточного счета», — говорит Мирзоев.
Как отмечает эксперт, НДС является косвенным налогом, следовательно, фактически его бремя ложится на конечного потребителя услуги, но формально его исчисляют и уплачивают в бюджет те, кто эту услугу оказывает: банки и процессинговые компании. Кредитные организации могут выбрать одну из двух стратегий управления расходов на НДС, предполагает руководитель практики международной консалтинговой компании Stream Евгений Тимин.
• Сохранение текущего уровня комиссий для клиентов. «В этом случае банки будут уплачивать НДС за счет своей прибыли, не увеличивая размер комиссии для клиентов (магазинов). Это может быть применимо в условиях высокой конкуренции на рынке эквайринговых услуг», — считает Тимин.
• Перекладывание НДС на клиентов. Банки могут увеличить размер комиссий, включив в них сумму НДС, продолжает эксперт. Например, если сумма операции составляет 1000 руб., а стандартная комиссия банка по ней 1%, или 10 руб., НДС будет облагаться величина комиссии, то есть сбор может составить 2,2 руб., и эту сумму банк может добавить «сверху» для клиента.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН И БИЗНЕСА
Для физических лиц может увеличиться стоимость обслуживания банковских карт, сходятся во мнении опрошенные РБК эксперты. Однако это произойдет не сразу, считает ведущий бизнес-архитектор департамента «банки и финансы» компании «Рексофт» Мария Мееревич: «Прямое и моментальное повышение платы за обслуживание карт для массового сегмента маловероятно из-за высокой конкуренции». Но рынок «догонит» эффект налоговых изменений через один-два года, предполагает эксперт.
Рост стоимости обслуживания премиум-карт будет более явным, так как комиссии для банков за их эквайринг выше, — игрокам будет сложнее перекрыть возросшие издержки, говорит Мееревич. Она считает, что плата за обслуживание этих карт увеличится на 5–15%.
Заметным эффектом может быть сокращение кешбэка, который банки возмещают клиентам за траты по картам.
Обычно кредитные организации берут средства на выплату кешбэка с эквайринговой комиссии. «Программы лояльности — крупнейшая статья расходов банков в карточном бизнесе, и их урезание станет самым быстрым инструментом экономии. Общий объем кешбэк-выплат в России оценивается в сотни миллиардов рублей ежегодно, и даже их сокращение на 10–15% даст банкам существенную экономию», — рассуждает Мееревич. Она добавляет, что банки могут пересмотреть условия, сократить суммы возвратов или сделать программы менее щедрыми, чтобы сбалансировать дополнительные налоговые выплаты.
В 2025 году расходы российских банков на программы лояльности составят 450 млрд руб., оценивала консалтинговая компания Frank RG (исследование есть у РБК). За год траты участников рынка на кешбэк увеличились на 15% — это самый низкий прирост за последние шесть лет. Клиенты-физлица в среднем оценивают величину полученного от банка кешбэка в 2 тыс. руб., но в реальности она составляет около 700 руб., подсчитали аналитики.
Для юридических лиц также может вырасти плата за обслуживание корпоративных карт, но основное изменение — рост эквайринговых комиссий, которые банки взимают с магазинов за прием карт к оплате. Здесь рост тарифов возможен на 10–25%, предполагает Мееревич.
Увеличение стоимости карточных услуг особенно сильно скажется на субъектах малого и среднего бизнеса, многие из которых не являются плательщиками НДС и не имеют возможности принять выставленный банками НДС к вычету, рассуждает директор департамента налогов и права компании ДРТ Георгий Гукасян. Он сходится во мнении с банками, что повышение комиссий за обслуживание банковских карт для населения потенциально может привести к переходу на наличный расчет и, как следствие, снижению прозрачности платежей.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЫНКА ПЛАТЕЖЕЙ
Доходность операций на платежном рынке и так регулярно снижается вследствие как новых регуляторных требований, так и конкуренции между участниками и внедрения новых технологий (Система быстрых платежей, цифровой рубль и т.п.), напоминает глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. Из-за этого, а также дополнительного повышения НДС ряд средних и мелких участников платежного рынка могут принять решение о сокращении участия в платежном бизнесе, что отрицательно скажется на конкуренции и может стимулировать дополнительный рост цен на услуги, считает эксперт. По мнению Мееревич, базовые цены смогут удержать крупные игроки, такие как «Сбер», Т-банк, Альфа-банк, поскольку у них высокая доля собственного эквайринга и достаточно маржинальные экосистемные продукты.
Банковские карты — не единственный способ проведения безналичных транзакций в России. При этом под карточными операциями подразумеваются не только платежи с помощью «пластика», но и через другие форм-факторы, которые запускают банки, например QR-коды, Bluetooth или биометрию.
Безналичной альтернативой картам является Система быстрых платежей, запущенная Банком России в 2019 году. Расчеты через СБП в основном проводятся с помощью QR-кодов, но до сих пор карточные расчеты занимают лидирующие позиции. Так, по данным ЦБ, объем платежей по картам по итогам первого полугодия 2025 года составил 57,2 трлн руб., а по СБП — всего 4,1 трлн руб.
Отмененная льгота по НДС не затронет платежи по СБП, отмечает глава НСФР Андрей Емелин. Вывод этого способа проведения платежей из-под налогообложения может спровоцировать частичный переток карточных операций в СБП, считает Мееревич.
«СБП уже сегодня предлагает банкам и бизнесу комиссию в пределах 0,4–0,7%, что в несколько раз ниже эквайринга по картам. После нововведений экономическая мотивация у малого бизнеса [стимулировать оплату в этой форме] усиливается — особенно в онлайн-торговле и сервисах», — объясняет эксперт. По ее прогнозам, доля оплат через СБП в торговом обороте может вырасти до 20–25% к 2026 году. Однако полная замена маловероятна, так как крупный ретейл сохраняет интерес к картам из-за кешбэков и интеграции с программами лояльности, резюмирует Мееревич.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.