3 декабря, в День неизвестного солдата, несколько  тысяч человек на Поклонной горе пришли отдать дань памяти безымянным  героям. В этот же день один из них, старший сержант Ефим Цигельников,  спустя 70 лет неизвестности «вернулся» домой. Родным передали весточку  от погибшего предка
А  началось все 26 августа этого года, когда в Зубцовском районе Тверской  области бойцы московского поискового отряда «Катюша» Егор Семенов и  Евгений Чернилевский ходили по лесу с металлоискателем. Неожиданно  прибор зазвенел. Начали копать. На глубине 20–30 сантиметров лопата  уперлась в металлический предмет. Оказалось — каска. Стряхнув с нее  землю и хвойные иголки, поняли — наша, советская. Следующей находкой  оказались останки пяти человек. На следующее утро ребята продолжили  копать — и из земли начали появляться артефакты прошлого, свидетели  войны — пробитые каски, погнутые штыки, пробитые пулями фляги, насквозь  проржавевший диск от пулемета... И кости бойцов, которые полегли здесь  семь десятков лет назад. Всего в тот день ребята «подняли» 18  красноармейцев. Обнаружив при этом несколько солдатских медальонов.
             
            К слову сказать, «медальоном» назвать их можно лишь с натяжкой — это  маленькая капсула, в которую вкладывался листок с данными бойца. Два из  найденных медальонов были пустыми (многие солдаты намеренно не заполняли  листки, боясь накликать смерть — бытовало тогда такое суеверие). С  третьим же им повезло — запись химическим карандашом сохранилась по сей  день.
Впоследствии удалось выяснить, что солдат родился в Новосибирской  области, призван Кемеровским военкоматом, выяснили и фамилию жены —  Цигельникова Екатерина Денисовна. Потом обратились к кемеровским  поисковикам. Большую часть хлопот по общению с местными госорганами они  взяли на себя.
В итоге удалось установить, что найденный под зубцовым боец —  Цигельников Ефим Игнатович, 1912 года рождения, старший сержант,  помощник командира взвода 3-го батальона 148-й отдельной стрелковой  бригады 8-го корпуса 20-й армии.
Родственников искали около трех месяцев. Из-за переездов семьи поиски  шли по всей стране — Кемерово, Новосибирск, Тольятти, Москва... Потом  через коллег узнали, что у Цигельникова остались две дочери. В 80-х  годах они уехали из Кемеровской области в столицу. В ноябре нашли одну  из них — Галину Ефимовну. И внучку — Елену Селезневу.
И вот наступила кульминация грустного праздника. Руководители  поискового отряда «Катюша» передают дочери и внучке Ефима Цигельникова  на сцене центра «Вдохновение» личный медальон бойца и гильзу  45-миллиметрового снаряда с землей с места его гибели. У  присутствовавших на церемонии предательски заблестели глаза. Даже  молодые курсанты украдкой смахивают слезы.
— Когда нам позвонили руководители отряда «Катюша» Иван Власов и Саша  Фарафонов, мы поначалу не поверили, — рассказывает Елена Селезнева. —  Когда позвонили во второй раз, мама сильно разволновалась.
У нас была похоронка, в которой указано место гибели — деревня  Кунилово Тверской области. Когда в моей юности, только приехав в Москву,  мы с бабушкой пытались найти место гибели деда, нам сообщили, что такой  деревни уже не существует и никаких могил там нет.
Так что это был очень неожиданный день. Пусть и со слезами на глазах.  Бабуля же после войны замуж так и не вышла. Все время ждала Ефима  Игнатьевича — думала, что он живой… К разговору присоединяется дочка  погибшего Галина Цигельникова:
— Вы просто не представляете наши ощущения, когда мы увидели вещи отца!
И только самый младший член семьи, годовалый Ярослав Коренченко,  улыбался на руках у матери, Екатерины. И тянул ручки к портрету своего  прапрадеда. А тот внимательно смотрел на потомка с портрета. На  маленького человека, за которого отдал жизнь 73 года назад, в бою под  Зубцовом.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Саблин, сенатор, первый зампред всероссийской организации «Боевое братство»:
- Сегодня, когда Россия ведет войну с мировым терроризмом, эта дата  имеет особое значение. Было очень трогательно, когда на Поклонной горе 3  тысячи ветеранов вышли с табличками «Неизвестный солдат». Мы не должны  забывать об этом дне. По сути, эта дата посвящена солдатам России,  защищавшим ее на протяжении всей тысячелетней истории. И тем, кто готов  защитить сейчас. День, когда мы вспоминаем всех пропавших без вести —  пока мы помним прошлое, мы будем иметь право на будущее.
СПРАВКА
3 декабря 1966 года под стенами Кремля, в Александровском саду, были  захоронены останки одного из безымянных бойцов, защищавших Москву в 1941  году. Они были взяты из братской могилы под Зеленоградом. До сих пор  сотни тысяч красноармейцев, погибших в годы войны, числятся пропавшими  без вести. День неизвестного солдата был учрежден в 2014 году — в память  обо всех бойцах, чьи имена остались неизвестны. Девизом этой даты стала  фраза из стихотворения Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не  забыто».