Россия и Турция сейчас переживают сложный период в отношениях — они довольно серьезно расходятся по сирийскому вопросу. 
Россия  оказывает содействие правительству Сирии во главе с президентом Башаром  Асадом не только политически, но и военным образом. В то же время  Турция поддерживает военные формирования противников Асада. 
Такое  противоречие уже привело к ряду острых заявлений. Однако кардинальная  разница в отношении сирийского кризиса наблюдается уже несколько лет, и  пока России и Турции довольно успешно удавалось отделить эту конфликтную  точку от других направлений, где Россия и Турция постоянно усиливали  свое взаимодействие.
Сегодня Россия является экономическим  партнером для Турции номер один. Турция обеспечивает свою экономику  газом российского происхождения на 56%  и планирует еще больше увеличить  эту долю. Российские туристы в огромной степени поднимают экономику  Турцию. Турецкие компании активно участвуют в развитии российской  экономики и получают значительные прибыли.
Вообще, за последние 20  лет экономика Турции  получила огромные дивиденды от сотрудничества с  Россией. И это экономическое сотрудничество пока только развивается, не  останавливаясь.
             
            На протяжении последних лет лидеры России и Турции — Путин и Эрдоган —  демонстрировали очень позитивное и дружеское отношение друг к другу. А в  Турции Эрдогана даже называют «наш турецкий Путин». 
Такое  постоянное развитие стратегического партнерства между странами не  случайно. Россия после распада Советского Союза, по сути, стала новой  страной и не претендует на гегемонию в мире. В то же время Турция  находится на этапе быстрого развития. 
На протяжении нескольких  десятилетий главным идеополитическим союзником и патроном Турции были  Соединенные Штаты Америки, которые гарантировали суверенитет и  политическую стабильность в Турции.  
Но сейчас эта ситуация  кардинально изменяется: сотрудничество с США не нужно Турции для защиты  от России. И даже наоборот, союзничество с США создает для Турции больше  проблем, чем помощи в их решении. Дело дошло даже до того, что Эрдоган  неоднократно  заявлял, что заговоры с целью его свержения и  дестабилизации политической организации идут из Америки.
Правда,  он имел в виду не столько власти США, а таких турецких политиков, как  Фетхуллах  Гюлен, которые живут в США и создали большую сеть своих  союзников в Турции. Участники этой сети, которую турки называют  «внутреннее государство», и нанесли удар по Эрдогану.
Кроме США  Евросоюз был второй опорой для Турции на протяжении десятилетий.  Членство в ЕС было важнейшей целью турецкой внешней политики. И эта цель  как бы стягивала турецкий политический класс, турецкую элиту в единое  целое и обеспечивало тем самым ее единство.
Сейчас, когда  становится очевидным, что Евросоюз, который продержал Турцию несколько  десятилетий в своей приемной, уже точно не примет ее в свои ряды,  членство в ЕС уходит с повестки дня как стратегическая и главная цель  внешней политики.
Одновременно это означает, что ослабевает  связность турецкого политического класса и экономических элит, которая  обеспечивалось этой единой общенациональной целью. Таким образом, Турция  лишается двух ключевых основ своей политики последних десятилетий.
В  результате Турция выходит из тихой гавани в открытое море. И в этом  море Турция оказывается очень похожа на Россию. И Россия, и Турция — это  евразийские страны, они находятся почти на одном уровне экономического и  социального развития. И Россия, и Турция сочетают в себе консервативное  большинство и прозападноориентированное меньшинство. 
Правящие  классы России и Турции, их лидеры, Путин и Эрдоган, пытаются в своей  политике совместить сохранение национальной идентичности и традиционных  ценностей, в том числе и религиозных, с одной стороны, и современные  институты светского государства, способные модернизировать экономику  общества, — с другой. 
И Россия, и Турция по разным причинам,  но обижены на Европу. И Россию, и Турцию Европа отталкивает от себя,  предпочитая держать их на расстоянии и скорее эксплуатировать, нежели  считать их искренне своими союзниками. И Россия, и Турция вынуждены  сталкиваться с высокомерием Европы и эгоизмом США. 
Все это очень сближает Анкару и Москву.
Кроме  того, и Россия, и Турция имеют прекрасные отношения с Азербайджаном. Не  исключено, что в ближайшем будущем может сформироваться альянс   Москва—Анкара—Баку, который станет дополнением альянсу  Москва—Ереван—Тегеран. 
Россия и Турция имеют прекрасные  отношения в экономической сфере. При этом структуры российской и  турецкой экономик не конкурентны друг другу, а взаимодополняемы. В  России, например, развиваются такие отрасли, как атомное машиностроение,  авиастроение, военно-промышленный комплекс. Эти направления не так  сильны в Турции, зато у турецкой экономики очень мощные строительные,  текстильные корпорации, туризм.
Поэтому интеграция российской и  турецкой экономик может пойти естественным путем, и в случае, если  Москва и Анкара найдут модус сосуществования в сирийском кризисе, Турция  в состоянии стать первой  страной, не входившей в Советский Союз,  которая окажется членом Евразийского экономического союза. 
Лидеры  двух стран, которые пользуются огромной поддержкой населения и которые с  большой вероятностью на протяжении еще большого количества лет сохранят  свой контроль над государствами,  имеют очень уважительные, может быть,  даже дружеские отношения. Но Россия и Турция пока очень слабо  взаимодействуют на уровне элит, экспертных структур, средств массовой  информации, социально активных граждан, которые представлены в НКО.
Вообще,  турки узнают о произошедшем в России событии не от своих  корреспондентов, а через призму западных, и прежде всего европейских,  СМИ, которые, понятно, весьма ангажированы. И российское общественное  мнение тоже узнает о событиях в Турции прежде всего через призму  западных интерпретаций.  
В экспертных кругах России и Турции  доминируют финансируемые Западом проекты. Но ни Запад, ни США, ни  Евросоюз не заинтересованы в том, чтобы Россия и Турция самостоятельно  развивали отношения друг с другом. Поэтому важнейшей задачей для наших  стран является избавление от Европы как де-факто посредника в отношениях  друг с другом.
Россия и Турция должны изгнать эту вечную тень гиганта из своих отношений и строить их самостоятельно.
У  элит России и Турции есть комплекс представления о себе как о  неполноценной Европе, а о своих институтах как о европейских, но  недоразвитых. Тесное сотрудничество России и Турции, находящихся во  многом в схожей ситуации, поможет обеим странам не только нарастить  экономический потенциал, но и воплотить в жизнь более самостоятельную,  эффективную модель развития, которую можно назвать евразийской или  восточноевропейской.
Стратегическое партнерство России и Турции,  таким образом, стимулирует отказ от квазиколониального мышления элит.  Лишь благодаря этому наши страны смогут получить реальную выгоду от  углубления связей с Евросоюзом и выстроить с ЕС по-настоящему  партнерские отношения.