Воссоединение с Крымом  поставило перед российской бюрократией действительно сложную  созидательную задачу. Отчаянный патриотизм крымчан упрощал ее лишь  отчасти: было понятно, что России на первых порах простят почти все, но  обмануть высокие ожидания — страшно.
А наше государство уже забыло, когда в прошлый раз занималось  комплексным развитием территории и когда имело возможность отлаживать  правовую систему «с чистого листа», опираясь на массовое стремление  людей «жить по-новому».
То, что мы видим сегодня на федеральном уровне по отношению к Крыму, трудно назвать иначе как управленческой катастрофой.
Ее масштабы и последствия компенсируются патриотизмом (за заданный в  трезвой и не политизированной компании вопрос: «Не лучше бы остаться на  Украине», в Крыму по-прежнему вполне реально без предисловий получить в  морду) и полным неприятием нацистского безумия и бандитского хаоса в  стиле 1990-х, в которое погружена территория бывшей Украины.
Но это не снимает с нас вину за управленческую беспомощность, порой отдающую либеральным саботажем.
             
            Крым мог стать витриной и образцом для России,  если бы его развивали как символ будущего, сразу освобожденный от наших  недостатков, от налоговых до политических. Вместе этого мы слепо  имплантировали в него свои порядки, включая худшие из них. Не забыть  изумления крымских патриотов, когда перед прошлогодними выборами они  увидели на плакатах в том числе и тех, кто недавно гнобил их за любовь к  России.
Турция в кратчайшие сроки проложила водопровод по дну моря в Северный  Кипр, но за минувший год Россия, похоже, и не пыталась проложить  водопровод в Крым. Может, его обеспечение водой проще поручить Турции?
Лишь к концу этого года планируется запустить первую очередь  энергомоста, вдвое сократив зависимость Крыма от украинской  электроэнергии. Избавиться от нее надеются лишь следующим летом — хотя  «энергомост», то есть две подстанции и кабель между ними, вполне  возможно было сделать уже прошлой осенью!
О необходимых мощностях по сушке и очистке добываемого газа можно уже и не вспоминать.
Понятно, что мост в несколько километров через Керченский пролив —  сложное инженерное сооружение. За минувшие полтора года мы слышали и о  подземных грязевых вулканах, и о штормах, и о тоннеле… Допустим, даже  раскатывание армейских понтонов через неширокий Керченский пролив между  сезонами штормов — непосильная для олигархической России инженерная  задача.
Но наладить паромное сообщение за полтора года можно?
Почему за целый год не пустили в Крым паромы из всех значимых городов  побережья — от Ростова-на-Дону до Анапы, разгрузив дороги и  задыхающийся порт Кавказ? Почему на крымской стороне переправы не  развернуты новые пристани, позволяющие в разы увеличить поток паромов?
Потому что проблемы для «эффективных менеджеров» — средство  обогащения, и решающий проблему режет курицу, несущую золотые яйца для  его собратьев?
Повидавшие все в прошлом году автотуристы радовались этим летом  сокращению очередей с 40 часов до четырех, электронной регистрации,  появлению в порту Кавказ одной (!!) столовой, где можно кормить детей.  Но с крымской стороны такой столовой нет — лишь забегаловки в стиле  придорожных шашлычных. А применение электронных билетов порой порождало  хаос и столкновение часами стоявших в живой очереди с электронщиками,  урегулировать которую удавалось лишь ОМОНу (правда, офицеры российского  ОМОНа, ходившие со своими семьями «на прорыв» в качестве отдыхающих,  профессионализм и вежливость своих крымских коллег оценили очень  высоко).
Но все это вызывает простой вопрос: где находятся и чем занимаются  крымские власти? Да, там много случайных людей, и госорганы Крыма  очищаются от них, да, проблемы на переправе были вызваны штормами, но  столовую открыть было можно?
И зачем надо было учреждать Министерство по развитию Крыма, чтобы потом разогнать его за безделье?
И зачем в прошлом году разорвали единый технологический комплекс  паромной переправы, искусственно выделив оператора паромов в отдельную  структуру, которая, похоже, концентрировала у себя всю прибыль от  перевозок? А региональные власти, обустраивающие пристани и подъезды к  ним, были лишены доступа к финансовому потоку, генерируемому переправой?
Этот недостаток исправлен, но ценой потери времени и сил.
Понятно, что приватизация прибыли при национализации издержек и,  соответственно, убытков — вечный трюк либеральных реформаторов, но зачем  было применять его против Крыма?
И это вопрос уже к либеральному правительству Медведева.
Глядя на его отношение к Крыму, трудно удержаться от ощущения, что  либералы просто мстят крымчанам за то, что они выбрали Россию, а не  «цивилизованное мировое сообщество».
Как иначе можно объяснить выдачу крымчанам загранпаспортов с пометкой  «Крым», что гарантированно исключает получение шенгенских виз и виз  США? Что мешает выдавать им паспорта с отметкой Краснодарского края или Москвы  (и готовить дубликаты остальных документов для передачи в посольства),  при том, что на уровне бизнеса этот процесс в целом отлажен?
А чем объяснить безнаказанность Грефа, заявившего, что для Сбербанка  Крым является частью Украины, и Сбербанк будет работать в Крыму, лишь  когда тот вернется на Украину?
А ведь Россия уже прорывала санкционную блокаду Крыма. После  воссоединения пытались создать специального авиаперевозчика, который не  имел бы отношения к крупным российским компаниям, но его раздавили  санкциями. И тогда российские авиакомпании полетели в Крым, игнорируя  санкции и прямо нарушая их, и Запад струсил, не посмев распространять  санкции на бизнес, необходимый ему самому.
Таким образом, единственный способ преодоления санкций — это их  прямое и явное игнорирование, проламывание крупными российскими и в  первую очередь государственными компаниями.
Однако о повторении уже достигнутого успеха либеральные бюрократы не смеют и думать.
Возможно, им мешает вульгарный страх за дворцы в фешенебельных  странах, которыми они раньше владели, а теперь арендуют (похоже, у самих  себя), не говоря о невозможности объяснить их происхождение западной  юстиции.
Такое отношение к Крыму бьет по всей его экономике.
Прошлой осенью работники Севастопольского гражданского порта прошли  маршем к приемной Медведева, даже не столько разгневанные, сколько  озадаченные зарплатой в 4 тысячи рублей.
В конце августа забастовал Керченский стрелочный завод: держащий «за  горло» все железные дороги Украины, он до сих пор принадлежит  украинскому олигарху, который, похоже, выкачивает из него оборотные  средства. Зарплата рабочих, по сообщениям, около 8 тысяч рублей — ниже  прожиточного минимума.
А крымские инженеры с принадлежащего Минобороны России завода  спрашивают, правда ли в России на предприятиях ВПК их коллеги тоже  получают 7 тысяч рублей в месяц?
Перечень можно продолжать.
Производство вин «Массандры», по оценкам, упало почти впятеро, причем  их стали безбожно бодяжить. Вероятно, причина связана с заменой  легендарного директора комбината, спасавшего и развивавшего комбинат все  23 года «незалежности», а теперь загремевшего под уголовное дело.
Путин лично спас виноградники «Массандры» от попытки распродажи, но  их мало спасти: надо развивать. А с развитием у России проблемы не  только в Крыму: либеральный клан, как ни в чем не бывало определяющий  социально-экономическую политику, делает все, чтобы не допустить  перехода от разграбления «советского наследства» к созиданию страны.  Доходит до анекдотичной, но официальной трактовки накопленных  федеральным бюджетом и лежащих (частично с 2004 года) без движения 10,7  трлн руб. как нехватки средств, вынуждающей сокращать самые необходимые  расходы.
Россия не «отжимала» Крым: он вступил в нее сам, ломая волю  отбрыкивавшихся бюрократов в том числе и демонстрацией вооруженной силы.
Нельзя допустить, чтобы «офшорная аристократия» мстила ему за его  выбор, заставляя передумать и начать искать пути обратно — к формально  независимой жизни «под крылом» США.
Крым вернулся в Россию: это хорошо, но мало.
Чтобы вернуть свое законное место в мире, Россия должна вернуть себе  саму себя, освободившись от гнета «офшорной аристократии» и готовых  украсть собственные шнурки «эффективных менеджеров».
Пока, несмотря на ряд обнадеживающих эпизодов, этот процесс только начинается.